Кажется, чем старше я становлюсь, тем меньше читаю. Если следовать букве моей исходной задумки, то этот пост получился бы совсем куцым, неинтересным, а главное — не соответствующим её духу, ведь я-то хотел поделиться самым, если угодно, неожиданным и интересным. Поэтому я напишу вообще о хороших книгах и интересных авторах из читанных в уходящем году.
Собственно новое имя (то есть активный в настоящий момент писатель, который мне понравился настолько, что я кинулся читать сразу много его книг) в этом году одно. Это Дэвид Вебер, у которого я за 2010 год прочитал почти всю серию про Хонор Харрингтон. Забавно, что при этом я так и нашёл времени описать свои впечатления от этой серии в виде полноценного отзыва, так что придётся сделать это сейчас.
Харрингтоновский цикл — это военная НФ, честная в том смысле, что цикл целиком посвящен стратегии, тактике, командной психологии (в начале) и политике (к концу). Вебер пошёл по пути с одной стороны оригинальному, а с другой — классическому: он так сконструировал свою вселенную, что в космических боях применяется тактика морских сражений. Это, несомненно, примечательное дополнение к старой традиции уподоблять космические корабли морским, космос — океану, а солнечные системы с планетами — архипелагам и островам.
За основу для и баталий и кампаний Вебер берёт реальные исторические эпизоды, перекраивая их на космический лад. И хотя от описаний тактических приёмов я довольно быстро устал, в целом вселенная Хонор Харрингтон у Вебера вышла живая, да и сам цикл интересный. Главное, что Вебер не загнал себя в ту ловушку, когда главному герою после трёх книг продвижения по службе оказывается некуда расти. Хонор — обычный человек, просто отличный стратег и тактик. Она не эпический маг, так что реалистично показанный фантастический мир оказывается всегда в состоянии загрузить её очередной порцией непростых проблем.
Но цикл Вебера, между прочим, — переработка книг Форестера об офицере британского флота Горацио Хорнблауэре. И, надо сказать, где-то после половины серии Вебера я решил познакомиться с «первоисточником», и настолько не смог оторваться, что к Веберу вернулся только после того, как прочитал все книги о Хорнблауэре. Форестер оказался реалистичнее: и сражения у него не выдуманные, а соответствующие исторической правде, и карьерные перспективы главного героя не столь радужны, и люди не столь благородны и отважны. Одним словом, «Хорнблаэур», да ещё и в переводе Доброхотовой, однозначно стоит прочтения.
Про «Космос» Карла Сагана я написал целый отзыв, так что здесь не буду повторяться. Если проблема первого контакта вам интересна, советую почитать. Язык, правда, суховат, но это, кажется, свойственно и «Гласу Господа» Лема, и «Чёрному облаку» Хойла.
Одной строкой напишу об относительно свежих книгах, прочитанных в этом году. «История с кладбищем» Нила Геймана стоила того, чтобы дождаться её в хорошем переводе (есть ещё один, «Книга кладбищ», не советую). У Геймана и переосмысление Киплинга выходит хорошо, как дань уважения, а не как пародия.
«Семейное дело» Чарльза Стросса разочаровало. Полуфэнтезийный производственно-приключенческий роман о жизни враждующих купеческих семейств из параллельного мира, причём в нескольких книгах. Даже близко не сравнить с сингулярностными книгами.
Вторая книга «Года крысы» Ольги Громыко неплоха, но надо дождаться третьей, чтобы оценить задумку в целом.
Лоис Буджолд в «Криоожоге» сделала то, что грозилась уже несколько лет: убила Эйрела Форкосигана, — и сделала это весьма изящно: до самого конца кажется, что она передумала. Книга получилась неплохая, но всё-таки очередная: цикл о Майлзе себя изжил, Майлз уже постарел, надо либо переключаться на нового центрального персонажа (только на кого?), или бросать его вообще. Но вот только фэнтези Буджолд, начиная с «Паладина душ», меня вообще не радует.
И есть ещё одна книга. «Биологический материал» Нинни Хольмквист — это антиутопия ближнего прицела, которая ужаснула меня своей правдоподобностью. В классических антиутопиях принято показывать Ужасное Будущее уже наступившим во всём своём античеловечном размахе. Будущее «Биологического материала» сначала тихонько бубнит с экранов телевизоров, а потом буднично приезжает на микроавтобусе, чтобы забрать тебя туда, откуда ты уже не выйдешь. Забрать тебя, потому что ты общественно бесполезен, и потому тебе отказали в праве считаться человеком. Забрать тебя как биологический материал.
Тэги: новые имена
Комментариев нет
← | Семейное положение | Ещё о преемственности: бурная история кнопки «Вверх» | → |