>

Житейские передряги и суровые испытания

12 февраля 2009 // Хельги

Я заметил забавную вещь: в «Танцах на снегу» есть переломный момент, когда Тиккирей отправляется на Новый Кувейт в качестве «привлечённого лица». Всё, что с ним происходит до этого — по настоящему страшно. Смерть родителей, контракт расчётным модулем, одиночество на Новом Кувейте, внезапный сон обитателей планеты, даже падение в прорубь и эпизод с кражей бича на Авалоне — всё это реальные опасности. А дальше начинаются «военные игры». Пребывание Тикки и Лиона на зомбированновом Новом Кувейте — вроде и опасность покруче предыдущий, и в то же время — появляется ощущение нереальности. Фаги всё спланировали, фаги всех спасут. И так оно и происходит.

Помнится, когда я читал «Кольцо Тьмы» Перумова, у меня было восхитительно чувство возвращения в Средиземье, но только в самом начале первой книги. Хоббит, желающий странного, гномы, которые это странное ему преподносят на блюдечке, первые невзгоды путешествия — так просто и так реалистично. А потом наступает переломный момент, когда герой неожиданно для себя и читателя становится опытным воином, на раз-два «выносящим» всех неприятелей — и всё, читать уже скучно. Нет больше возвращения в толкиновский мир, есть просто хэк-энд-слэш, штампованная фэнтези. И даже ввод в действие множества роялей в кустах, мобилизация тяжелой артиллерии в лице кучи персонажей, от Кирдана Корабела до выдуманного Перумовым дракона, не спасают. Автор «перегорел». Сюжет кончился, сюжета больше не будет. В смысле — не будет изменений в мотивации героя, а будут только приключения тела.

Эта проблема (от которой, справедливости ради замечу, «Танцы на снегу» страдают гораздо меньше, чем «Кольцо Тьмы») встречается очень и очень часто, как правило — когда автор не продумал произведение (или цикл) целиком и играет сам с собой в игру «загнать персонажа в безвыходное положение, а потом придумать, как оттуда выбраться». Каждый такой манёвр неизбежно повышает уровень крутизны персонажа (или не повышает, но тогда получается совсем уж скучно, на манер бесконечной сериальной жвачки), пока наконец не наступает девальвация могущества и герой не становится «магом вне категорий». Я намеренно употребляю здесь термин, знакомый многий по «Дозорам» Лукьяненко: именно «Дозоры», несмотря на привлекательный мир, очень пострадали от этого недуга. Сложно даже просто вспомнить фабулу каждой из книг, ведь, по сути, единого плана у серии нет.

Так что, наверное, есть свой смысл в изображении мелких житейских передряг; по крайней мере, их сложно девальвировать. А вот бросая героя в гущу эпических сражений, очень легко потерять чувство меры, увы.

Редакция от 17 апреля 2009
Тэги: книги, лучшее
Комментарии (1)

Совпадения в расцветках техникиНовый дизайн «Ы-Вижна»

Обсуждение

1. Le_Petit_Prince

Олежа, ты чо курил?

193.193.254.3   оставлено 13 февраля 2009 в 8:05  

 

Написать комментарий

На этот адрес будут приходить только уведомления о новых комментариях к этой записи.
Чтобы отправить комментарий, введите сюда слово «человек».
« »  
Высота поля:
Разрывы строк (Enter) будут сохранены. HTML не работает. Гиперссылки: вставьте URL.

Ваш комментарий появится после одобрения модератором.