«Полночь» я читаю не первый раз, но предыдущие версии были, очевидно, сокращены по сравнению с попавшимся мне в этом раз вариантом. Или же я помню книгу совсем плохо.
В целом Дин Кунц похож на Кинга, но без Кинговского чрезмерного увлечения потрохами и чёрными людскими душонками. «Полночь» похожа не на страшилку-триллер, а на мысленный эксперимент, попытку лучше понять людей, поместив их в экстремальные условия. Можно долго спорить о том, такие же цели ставит Кинг или другие, но для меня разница между «Полночью» и, скажем, «Туманом» Кинга именно в этом.
Итак, что у нас есть? У нас есть безумный учёный Шаддэк (знаю, что звучит пошло), из-за эксперимента которого жители приморского городка Мунлайт-Кова превращаются или в «одержимых», регрессирующих зверей, которые жаждут убивать, или в киборгов, связанных с компьютерами.
Не надо кривиться и ставить крест на этой книге. Идея не плоская: Шаддэк безумен по-настоящему, при этом он одновременно жалок, и его эксперимент подчинён конкретной цели: получить власть. Сам автор сравнивает его с доктором Моро: Шаддэк уверен, что дарует новую жизнь своим подопечным, и вовсе не желает превращать их в те отвратительные создания, которыми они становятся.
Сэм Букер — фэбээровец, приехавший в Мунлайт-Ков, чтобы найти причину недавно начавшейся эпидемии смертей. Он боится умереть, но абсолютно не хочет жить; он винит себя в трагедиях, которые происходили с его близкими, наконец, он потерял контакт со своим сыном.
Гарри Талбот, инвалид вьетнамской войны — полная противоположность Сэму. Несмотря на паралич, он сохранил вкус к жизни. Странные события в Мунлайт-Кове сталкивают вместе Сэма, Гарри, девочку Крисси, чьи родители превратились в «одержимых», и Тессу Локленд, приехавшую разобраться в причине смерти своей сестры.
Живость Крисси, жизнерадостность Тессы, даже нервическое безумие Шаддэка прописаны очень ярко, зримо. Но, увы, Кунц прокалывается в другом.
Описывая «одержимых» и людей-компьютеров, он делает вид, что исследует модус операнди человека без эмоций, но вот как раз это получается неправдоподобно. Также Кунц прокалывается и в технической части: «микросферы», какими бы нанотехнологическими они ни были, не могут мгновенно перестраивать структуру человеческого тела, тем более превращая органику в кремний и медь. Но это как раз неважно, спишем на фантастическое допущение.
Итак, человек без эмоций — не человек, говорит Дин Кунц. Я согласен.
Он бежит от ответственности. Может быть, но какая тут связь с отсутствием эмоций?
У него есть два пути: регресс, вырождение — либо сращение с машиной. Но ведь животное существование и зиждется на эмоциях, на их примитивной версии — инстинктах! Кунц сам и пишет об этом. Второй вариант, подразумевающий уход от страха путём принятия холодной механической логики, более правдоподобен.
Но вообще, несмотря на проколы в логических построениях, книга хороша. Персонажи, как уже говорилось выше, очень достоверны. И кажется, что в сокращённой версии не было этой достоверности. Мало было сказано о психозе Шаддэка, точнее, о форме его проявления, не говорилось о том, что же так напугало Сэма в загробной жизни (хотя в последнем случае недоговоренность явно лучше открытого сообщения).
Конечно, не принято судить по одной книге, но «Полночь» мне кажется достойной альтернативой романам Кинга.
Тэги: книги, свежие отзывы
Комментариев нет
← | Лев Портной. Амурет | Пётр Бормор. Игры демиургов | → |