Фильм тяжёлый. Если оставить все идейные споры — смотреть его нелегко, из зала выходишь слегка пришибленный. Режиссёр смог добиться такого накала кошмарности, что смерть главных героев воспринимается как избавление — и для них, и для себя. Причём это не тот случай, когда ты сидишь и отстранённо наблюдаешь за «приключениями» главных героев: ну, как их ещё помучают? Наоборот — наступает облегчение, потому что сопереживалка просто ломается от перегрузки.
Отзывы о фильме напоминают специальную олимпиаду. Кто-то говорит, что фильм антироссийский, антигосударственный и призван очернить историю. Кто-то видит в «Царе» антиклерикализм. Такое ощущение, что везде искать тонкие намёки — это такое хобби.
Но ведь бывают и просто сны фильмы. «Царь» всё-таки в первую очередь фильм о людях, принимающих сложные этические решения в невыносимых условиях. Я специально выбрал такую сухую, отстранённую и банальную формулировку.
Искать в «Царе» «антигосударственные» или «антиклерикальные» настроения — это всё равно что назвать «Список Шиндлера» антинемецким или антисемитским потому, что его герои — немцы и евреи, и между ними возникает конфликт.
Нельзя же, в конце концов, ставить знак равенства между средневековым российским государством и кучкой психопатов во главе с Грозным. Точно так же и с религией: она не помогает Филиппу справиться с ситуацией, но по крайней мере даёт ему возможность поступить этически верно.
Хотя, конечно, мне показалось, что в одной из последних сцен Христос смотрел с иконы на сгорающих заживо людей равнодушно. Может, в этом и усмотрели насмешку над христианством.
← | Приезд в Астану | Новые имена за 2009 год | → |