>

Сергей Лукьяненко. Конкуренты

6 июля 2008 // Хельги

Всё не так, я ожидал другого. Я вспоминал Пратчетовскую повесть «Только ты можешь спасти человечество», где главный герой сражается с Могущественной Империей™ Скрр-иии™. Там тоже были космические корабли и отважный герой-истребитель с тысячью запасных жизней. Но я не учёл важной вещи.

Время однопользовательских игр, игр для героев-одиночек, прошло. Теперь все равны, всех выкидывают в MMORPG-мир со стандартной тысячей кредиток и умолчальными статами. Все равны: не будет назначения на истребитель, умного седого адмирала, дающего советы; не будет толп врагов специально для тебя; не будет сюжетной линии и геройской исключительности.

Роман написан для игры и по игре «Starquake», так что главный герой будет поставлен в равные условия с другими новичками. Ну, почти равные.

* * *

Итак. Валентин — типичный default character Лукьяненко: молодой человек лет двадцати пяти, с высшим образованием, без вредных привычек, зарабатывает на жизнь умственным трудом, склонен к рефлексии. Увидев объявление на столбе, приглашающее на работу пилотов космических истребителей и орбитальных бомбардировщиков, он звонит по указанному телефону.

Ему объясняют, что он может поиграть в компьютерную игру — а может отправиться туда. Впрочем, воевать будет копия, а через три года, если копия не погибнет, сознания оригинала и копии будут объединены, и Валентин будет помнить и московскую жизнь, и космические бои.

Валентин соглашается. «Космическая» сюжетная линия написана от первого лица, а «земная» — от третьего: очень хороший ход, и помогающий разделить линии, и усиливающий самоидентификацию с «главным» из персонажей.

Дальше оба Валентина шатко-валко пробираются по сюжету, влекомые непреодолимыми внешними силами. Потом, обозлившись на эти самые силы, начинают выяснять, кто виноват и кому всё это выгодно. Повыясняв, они в итоге успокаиваются и, погрозив для приличия врагам кулаком, возвращаются к предписанному образу жизни: один на Земле, другой в космосе.

Уместно провести сравнение «Конкурентов» (последней на сегодняшний момент книги Лукьяненко) с «Рыцарями сорока островов» (одним из ранних романов). Сходств между этими книгами больше, чем различий: и там и там людей копируют, копии помещаются в некий искусственный мир в космосе, где они воюют между собой. Отличия, конечно, тоже имеются: в «Конкурентах» есть свобода воли, драться никого не заставляют.

Но в «Рыцарях…» главному герою удаётся переломить ход событий. Хэппи-эндом там и близко не пахнет, но герой в итоге отказывается играть по чужим правилам — и устанавливает свои.

В «Конкурентах» же и подушки мягче, и Чужие добрее, и главный герой благодушнее — не чета злобному мальчишке с сорока островов. Да и правила игры, в общем, не такие уж плохие, чтобы им нельзя было следовать.

Похоже, авторская позиция Лукьяненко эволюционирует в направлении сытого довольства. Действительно, если ты всё равно ничего не сможешь изменить своим трепыханьем, то лучше смириться. Тем более — если в мире всё в целом хорошо, то зачем трепыхаться вообще? Если я не ошибся и именно эту мысль автор хотел донести до читателей — то очень жаль.

* * *

Роман «Конкуренты» сделан вполне добротно: приятный язык, увлекательное повествование, аккуратно вставленные гэги, капелька социальной ангажированности — из-за всего этого книга читается быстро и с удовольствием. Конечно, некоторые технические моменты спорны: далёкая от ньютоновской механика управления кораблями, нарушение причинности (связь по лучу, управление игроками с Земли), загадочные сны, связывающие сознания оригинала и копии.

Но не эти претензии — главные. Гораздо неприятнее «синдром „Черновика“»: в книге, по сути, нет сюжета, а точнее, нет двух важных сюжетных частей — кульминации и развязки. Да, завязка безумно интересна, но потом персонаж некоторое время плывёт по течению, дальше окружающие его несколько раз меняют маски (цитирую: «как легко он перешел от мудрого примирителя к злейшему врагу, а от злейшего врага — к доброму другу»), а затем следует невнятный, ни к чему не приводящий конец.

* * *

Незадолго до появления романа в продаже Лукьяненко написал в своём «Живом журнале» о том, что Голливуд — это великолепно отлаженная мастерская, что съёмка фильмов — ремесло, но отточенное по максимуму. Не знаю, совпадение это или нет, но и «Конкуренты» вышли этаким изделием ремесленника: нехалтурным, аккуратным, с плотно пригнанными частями, радующим глаз, но лишённым души.

Тэги: книги, свежие отзывы
Комментариев нет

КузинатраСтатья о происхождении языка

Написать комментарий

На этот адрес будут приходить только уведомления о новых комментариях к этой записи.
Чтобы отправить комментарий, введите сюда слово «человек».
« »  
Высота поля:
Разрывы строк (Enter) будут сохранены. HTML не работает. Гиперссылки: вставьте URL.

Ваш комментарий появится после одобрения модератором.